Кадры и кофе
Девятый эпизод
Кадры и кофе
Кофе в культуре на премьере мирового кинематографа. Когда и как кофе впервые появился в кадре? Какие режиссеры часто используют кофе как художественный образ и что он означает? И, наконец, какой кофе пьют ваши любимые режиссеры и киногерои?
Google Apple Yandex

Добрый день, друзья!

В прошлых эпизодах мы узнали, что кофе — это магическое вещество и главный энергетик, стимулирующий гениальных композиторов. А что же кино? Здесь еще интереснее: фактически, ни один современный фильм (если за современность принимать примерно последние шестьдесят лет мирового кинематографа) не обходится без кофе. Его пьют абсолютно все и все время — цедят мелкими глотками, закинув ногу на ногу и праздно рассуждая о современных нравах, как в фильмах Вуди Аллена, пьют из картонного стаканчика на бегу через Манхэттен, как в голливудских мелодрамах, смакуют с выражением томной тоски на лице на итальянских террасах. За чашкой кофе признаются в любви и предлагают расстаться, рассказывают о болезни и о выздоровлении, находят смысл жизни и теряют его, плачут — от счастья или от горя, начинают новую жизнь. Кофе стал главным атрибутом современного городского жителя с его радостями, проблемами и тревогами.

КОФЕ КАК НЕЗРИМЫЙ ПЕРСОНАЖ

Существует целая категория фильмов, где кофе становится незримым персонажем, вокруг которого все вертится. Например, в классическом итальянском кино, которое мало кто видел, хотя именно с него и началась всемирная кино-кофемания. Так, в фильме «Привидения по-итальянски», экранизации трехактной пьесы Эдуардо де Филиппо, один из героев произносит длинный монолог, со вкусом заваривая на балконе кофе в гейзерной кофеварке: он рассказывает о способах быстро стать абсолютно счастливым человеком — нужно всего лишь проснуться от полуденного сна, то есть от сиесты, выйти на балкон и заварить чашку крепкого кофе. Его совет, в принципе, актуален не только для Италии шестидесятых: в сегодняшней летней Москве, к примеру, после полуденной жары с нами тоже не может случиться ничего лучше.

В 1960х режиссер Пьетро Джерми также использует кофе, но уже символически: в фильме «Развод в итальянском стиле» показана история трещащего по швам брака молодого сицилийского барона в исполнении печального Марчелло Мастроянни — он пытается развестись со своей прелестной хохотушкой-женой, пока та продолжает преданно приносить ему по утрам кофе и стакан воды. Кофе становится здесь упреком, настолько сильным, что герой не может спокойно его пить.

В фильме 1982 года с красноречивым названием «Идиоты» показана ситуация, достойная Бомарше: здесь роль Фигаро исполняет персонаж-трикстер Паскуале. «Идиоты» —классическая итальянская комедия без сюжета, состоящая из вереницы веселых зарисовок. В одном из эпизодов фильма герой работает официантом в кафе с верандой, где буквально мечется между двумя помолвленными парами, каждая из которых находится в тяжелом кризисе. Влюбленные рассуждают о том, какой должна быть любовь — горькой, сладкой, кипящей и так далее — а бедный Паскуале принимает эти их реплики за заказ новых кофейных напитков и сбивается с ног, пытаясь всем угодить. Разумеется, он постепенно и сам закипает, как кофейник, и все это приводит к комичной развязке и целой серии типично итальянских недоразумений. Знаменитой стала фраза из этого фильма: «Пора выпить кофе и попрощаться, попрощаться навсегда!». Благодаря этому эпизоду потом вырастет знаменитый фильм о кофе – о нём чуть позже.

А в 1991 году все происходит наоборот — в фильме «Pensavo fosse amore… invece era un calesse» («Я думал, что это была любовь… но на самом деле это была ловушка»). Это совершенно безумное кино о ревнивой паре: здесь влюбленная в главного героя девушка-подросток так мучается от любви, что подает ему кофе с крысиным ядом.

КОФЕ В ГЛАВНОЙ РОЛИ

В 1985 году кофе сыграл свою первую «драматическую роль» — в потрясающе красивой картине «Из Африки» с молодой Мэрил Стрип. Картина взяла семь «Оскаров», и это классическая голливудская драма, основанная на реальных событиях. Вкратце, здесь изображается путь сильной женщины, которой нужно взять на себя управление кофейной плантацией. Сюжет строится вокруг семейной драмы – пара супругов переезжает в Африку, и там обнаруживает, чтобы между ними, увы, уже нет ничего общего; затем они расстаются и героиня Мэрил Стрип обретает новую любовь в лице обворожительного охотника, романтически вступая вместе с ним в новую жизнь, полную захватывающих событий из жизни большой кофейной плантации. В фильме множество поразительно красивых пейзажей, лошадей и загорелых мужчин — а еще львов и сафари, кружевных платьев, умопомрачительных закатов и сильных эмоций. Здесь подробно освещается история кофейных предприятий начала XX века (спойлер: с ними было очень много сложностей). Отношения кофе и любовных историй с этого момента почти неразрывно идут вместе, хотя в самом фильме кофе в одеждах из чашки и кофейника показывается не то чтобы очень часто, больше в виде огромных гор кофейных зерен.

Еще более драматической стала картина «Белый материал» режиссера Клэр Дени, в которой Изабель Юппер тоже играет хозяйку кофейной плантации – правда, здесь все не столь радушно, так как вокруг героини постоянно снуют бандиты, обнаруживаются угрозы пропажи урожая, гражданские войны и целый ворох сложных африканских проблем. Здесь кофе становится валютой и залогом выживания, чем он, собственно, и является вне Европы. История о том, как на плантации появляется еще и повстанческая армия, совсем не заканчивается хэппи-эндом: крепость кофе здесь показана без какого-либо намека на романтические завитушки с кремом и корицей.

1/1

ЖЕНСКИЙ КОФЕ

Условно «кофейных» персонажей можно поделить по гендерному признаку: женские и мужские. Женским при этом сопутствует капучино в стаканчиках и привкус мелодрамы, а мужским, конечно же, суровое кино о криминальных авторитетах. Начать стоит, пожалуй, с женщин. Например, в ультраромантической комедии «Вам письмо» кофе именно таков — сладковатый и уютный: герои Тома Хэнкса и Мэг Райан влюбляются друг в друга по интернету, в реальности являясь конкурентами по книжному бизнесу. Здесь есть и Нью-Йорк в приятной цветокоррекции, и обстоятельства складываются так чудно, чтобы история любви была совершенно неправдоподобной. Запахом кофе пропитан чуть ли ни каждый миллиметр ленты.

За тридцать лет до этого на экране появляется самый знаменитый картонный стаканчик всех времен — кофе Одри Хепберн в роли Холли Голайтли. Именно кофе является одним из главных героев «Завтрака у Тиффани» — в сцене, где Холли в вечернем платье фланирует по совершенно пустому предутреннему городу, останавливается перед бирюзовой витриной Тиффани со стаканчиком в одной руке и сдобной булочкой в другой. Она — в своих знаменитых черных очках и с безупречной укладкой — символизирует женщину так называмого Café society, высшего общества, куда входили представители элиты, часто посещавшие кафе. Говорят, саму сцену Одри Хепберн играла в жутком стрессе, так как вокруг площадки собралась огромная толпа зевак. Эта короткая двухминутная сцена двумя штрихами создает символ настоящей женственности, которая есть не что иное, как умение делать то, что хочется, ни капли при этом не стесняясь. Действительно, пройтись по улице большого сонного города, окрашенного в розоватые тона, со стаканчиком какого-нибудь флэт-уайта в руке — это и сейчас акт символический, приобщающий настоящую горожанку к высокому жанру dolce vita. Сегодня такая прогулка — особый вид медитации, заново открывающей для нас город и нас самих.

Для другой знаменитой «горожанки» кофе является еще и профессией. Речь идет, конечно, об Амели Пулен — любимой всеми без исключения героине из уютного и слегка игрушечного кино, сделанного с чисто французской теплой сумасшедшинкой. Сюжет всем известен: Амели — современная фея, молчаливая, странная и немного угловатая, с ямочками на щеках и целым ворохом милых французских хобби, главное из которых — делать жизнь других лучше, хотят они того или нет. Работает она официанткой, так что кофейные ароматы пропитывают фильм насквозь. В кофейню к ней приходит такой же славный, экстравагантный молодой человек Нино, который станет потом ее спутником. Здесь происходит одна из самых симпатичных сцен. Амели хочет как-то подогреть переглядывания двух неловких возлюбленных — Жоржетты и Жозефа, которые страшно друг друга стесняются. Она проливает на Жоржетту горячий кофе и отправляет ее в туалет, где уже умывается Жозеф. Дальше все происходит быстро, Амели даже приходится включить кофемашину. Самого кофе в фильме очень много — чего стоит момент, где Нино собирает пальцем кристаллики сахара возле кофейной чашки, пока Амели стоит у него за спиной и трогательно боится обратить на себя внимание. Еще здесь есть знаменитая сахарная хрустящая корочка на крем-брюле, которую Амели так любит проламывать ложечкой — это, конечно, не совсем про кофе, но по своим корично-душистым свойствам находится где-то совсем рядом. Кстати, само кафе с красной дверью, где работает Амели, существует в реальности — оно называется «Две мельницы» и находится всего в паре кварталов от Мулен Руж. Кафе практически полностью сохранило свой интерьер, правда, здесь уже нет табачного прилавка из фильма, зато подают кофе с солью и коньяком в честь Амели.

Где еще кофе становится знаковым? Конечно, в сериале «Друзья»: идиоматическая кофейня «Центральный парк», место встречи шести друзей. Благодаря десяти годам отношений Росса и Рэйчел, Моники и Чендлера, Джоуи и Фиби без кофе теперь невозможно представить ни одной дружеской посиделки или разговора. В сериале мы видим огромные цветные чашки, здесь рисуются легкие характеры, легкие (почти всегда) ситуации, и конечно, весь развлекательный американский быт не предполагает суровости итальянского эспрессо. При этом кофе в первых сезонах все время готовит Рэйчел, изображая распространенный путь любого молодого человека, подрабатывающего бариста. Она к тому же еще и все время путает, кто какой кофе заказывал, и часто приносит друзьям мокко вместо латте. Фанаты даже подсчитывают, кто сколько кофе выпил за все сезоны – все вместе, например, они выпили 1154 чашки кофе, и больше всего, конечно, богемная Фиби – 226 чашек. Кстати, именно благодаря Рэйчел и Монике в Америке так быстро разошлась мода на кофе без кофеина, так как они все время пили именно его. Итальянцы бы такой подход, конечно, не одобрили.

А вот памятником coffee to go стал фильм «Дьявол носит Prada» с Мэрил Стрип и Энн Хэтэуэй. Здесь Миранда Пристли, эксцентричная глава модного журнала, может пить только кофе из «Старбакс», доводя свою консервативность до абсурда: «латте в высокой кружке, два кусочка нерафинированного сахара, две салфетки, одна ложечка». Бедная Эндреа мотается по кофейням, балансируя на узких нью-йоркских тротуарах с подставкой под картонные стаканчики — каждый ее поход за кофе угрожал ассистентке увольнением. Здесь кофе превратился чуть ли не в монстра и символ подчинения: «Почему мне до сих пор не принесли кофе? Она что, умерла?»

МУЖСКОЙ КОФЕ

Может быть, по причине своего «киноитальянского» происхождения, кофе стал неотъемлемым атрибутом мафии и криминальных структур — кроме любви он символизирует еще и внутреннюю свободу, силу и рациональность. Не случайно в фильмах мужчины чаще всего просят просто «кофе», не размениваясь на все эти украшательства, сливки и карамельки. Вспомним, как Джон Траволта и Сэмуел Джексон брутально пьют кофе у Тарантино на кухне в «Криминальном чтиве», после чего произносится знаменитая фраза: «Я беру дорогой изысканный кофе, потому что когда я пью его, я хочу чувствовать вкус».

А в фильме-легенде неонуара «Подозрительные лица» агент Куйан пьет кофе в момент озарения – именно в этот момент он сопоставляет все свои наблюдения и догадки по поводу найденных на корабле двадцати семи трупов и картинно разбивает чашку с кофе об пол. Агент 007 в исполнении Роджера Мура тоже многозначительно пьет кофе в «Живи и дай умереть». Славу «напитка мафии» кофе принес сериал «Клан Сопрано», где главный босс Тони обсуждает «дела» со своими компаньонами за чашечкой эспрессо — причем всегда в одном и том же кафе, словно подчеркивая важность итальянской традиции даже для самых суровых профессий.

Еще крепкий кофе с двумя ложками сахара обожает Шерлок Холмс в исполнении Бенедикта Камбербэтча — кстати, актер и сам считает себя заядлым кофеманом. Безусловно мужской лентой можно считать «Пока не сыграл в ящик» с блестящим Джеком Николсоном. Его герой — пожилой миллионер Эдвард, который повсюду возит с собой термос для кофе и дорогую кофемашину и пьет баснословно дорогой кофе редчайшего сорта «Копи Лювак». Кадры, в которых Николсон смакует его из крышечки термоса, просто неподражаемы: но для интриги важнее, конечно, то обстоятельство, при котором кофе становится таким прекрасным на вкус. В конце фильма его раскрывает друг Эдварда, которого сыграл Морган Фриман: оказывается, этот сорт кофе так дорог и хорош, потому что зерна его «обрабатываются» в пищеварительном тракте диких пальмовых кошек.

1/1

ВЕЧНЫЙ КОФЕ

Самой таинственной становится роль кофе в фильмах Дэвида Линча. Да, агент Купер в «Твин Пикс» постоянно пьет этот свой «чертовски хороший кофе», «черный, как безлунная ночь», закусывая вишневым пирогом. У актера Кайла Маклахлена даже появился свой собственный бренд кофе. Этот самый «чертовски хороший» кофе как бы втягивает Купера магнитом в пограничное пространство городка, выйти из которого он уже не сможет. Кофе здесь это медиум, соединяющий миры: именно на нём впервые акцентирует свое внимание Купер, когда во сне переворачивает чашку в ожидании, что кофе выльется на пол, но этого не происходит. Благодаря «Твин Пикс» кофе навсегда приобрел свой флер загадочности и жутковатой мистики, сочетаясь с красноватыми оттенками, богемным лоском прекрасных девушек в юбках-карандашах и странными танцующими карликами. К тому же, все важные разговоры происходят в единственной городской кофейне. Кофе у Линча — напиток духов. Кстати, в его картине «Малхолланд Драйв» герою Анджело Бадаламенти тоже приносят якобы лучший эспрессо в мире,  зрители могут наблюдать, что будет, если итальянца оскорбить плохим кофе: он просто выплюнет его на салфетку с видом фатальной оскорбленности, и будет совершенно прав.

Но главным фильмом о кофе, конечно же, стал шедевр Джима Джармуша «Сигареты и кофе». Вот уж где тема оказалась целиком и полностью раскрыта: много лет режиссер копил новеллы о своей любви к эспрессо и никотину, в конце концов у него получился потрясающий альманах, где все заполнено дымом, а столики с шахматным рисунком плотно заставлены маленькими чашечками. Кофе и сигареты в 80е превратились в символы современного интеллектуала. Здесь болтают ногами и обсуждают жизненно важные и не очень темы  — актеры Кейт Бланшетт и Билл Мюррей, знаковые музыканты Игги Поп и Том Уэйтс: все они играют самих себя и прямо-таки плавают в толще продымленного абсурда, при этом абсолютно друг друга не слыша. Они окружают себя частоколом из чашек и клубами дыма как бы в попытке быть понятыми, но на самом деле окончательно загораживаются от собеседника — и кофе становится символом одиночества и отчуждения. Некоторые курильщики говорят, что сигарета — это иллюзия поступка: нужно выйти на воздух (в случае с героями Джармуша, конечно, никто никуда не выходит), достать пачку и спички, раскурить, затянуться, глядя в небо. Кофе тоже превращается в напиток, который пьешь от отчаяния, потому что ничего более значительного в данный момент ты сделать не можешь. Переставляя чашки по столику герои словно бы играют в шахматы, обороняясь и нападая. Белый дым, черный напиток — Джармушу удалось создать ту самую фактуру, которая символизирует мир человеческих отношений лучше, чем любые разговоры. О пагубной любви к кофе герои говорят почти не переставая —  ярче всех среди них, конечно, ведет себя Билл Мюррей, который пьет кофе прямо из кофейника.

Всех желающих узнать больше об искусстве приготовления кофе мы приглашаем в Институт бариста, который располагается внутри Paulig Café&Store (Мясницкая улица, 15).

Цель Бариста Института Paulig – способствовать продвижению кофейной культуры, делиться традициями, рецептами, секретами и необычными сочетаниями, чтобы показать все разнообразие этого уникального продукта.

Посетители могут попробовать весь спектр напитков, от эспрессо до рафа, приготовленных на зернах Paulig, купить пачку отличного кофе домой и погрузиться в кофейную культуру на тренингах. Также в рамках кофейни организовываются бесплатные лекции и мастер-классы.

Профессиональные бариста могут посетить образовательные мероприятия, сертифицированные по стандартам SCA (Specialty Coffee Association).

История Paulig начинается в 1876 году, и с тех пор в основе деятельности бренда — желание создавать новые тренды в кофейной культуре для тех, кому важен отличный вкус. Сегодня Paulig является одним из лидеров в сегменте натурального кофе в Финляндии, странах Балтии и России.

Paulig — это необычные вкусы и сочетания. Мы наполняем ваши кофейные моменты разнообразием напитков, приготовленных из кофе высокого качества. Продукция бренда — результат постоянного развития и ответственного подхода от зерна к чашке.

Подробнее →